
ЗАЧЕМ РОДИТЕЛЯМ ЗНАТЬ НОРМЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА?
Знание о развитии детей критически важно для родителей по нескольким причинам:
1) Выявление отклонений на ранней стадии:
Осознание того, как должен развиваться ребенок в зависимости от его возраста, позволяет родителям замечать любые аномалии или задержки. Это дает шанс обратиться за консультацией к специалистам и вовремя начать коррекционные занятия.
2) Создание оптимальных условий для развития:
Родители, понимая, какие навыки следует освоить ребенку в конкретный период, могут организовать подходящие условия для его развития. Это связано с выбором игрушек, планированием досуга и подходом к общению.
3) Реалистичные ожидания от ребенка:
Знание норм развития помогает избегать чрезмерных требований к ребенку. Необходимо помнить, что каждый малыш имеет свой ритм роста.
4) Уверенность в родительской роли:
Знание возрастных особенностей ребенка дает родителям уверенность в своих действиях. Они могут спокойно реагировать на трудности, возникающие в процессе воспитания.
5) Своевременная диагностика:
ВАЖНО!
Нормы развития служат условными ориентирами. Каждый ребенок уникален, и незначительные отклонения возможны. Главное – следить за общим развитием ребенка и обращать внимание на его индивидуальные особенности.
При замечании отставания в развитии родители могут обратиться к специалистам, таким как педиатр, невролог, дефектолог, логопед, психолог, нейропсихолог.
| Возраст | Крупная моторика |
| 1-4 недели | Все безусловные рефлексы вызываются, рефлексы симметричны |
| 1 месяц | Пытается оторвать голову от поверхности, на которой лежит, но удержать ее не может, роняет и поворачивает голову в сторону |
| 1 месяц | Пытается поднимать голову, лежа на животе |
| 1,5 месяца | Приподнимает голову на 45 градусов, лежа на животе, удерживает ее 10-20 сек., ноги при этом напряжены |
| 2 месяца | В положении на животе удерживает голову, при этом руки под грудью согнуты в локтевых суставах, активно двигает ногами |
| 2 месяца | Удерживает голову, находясь в вертикальном положении (недолго) |
| 2,5 месяца | Лежа может опираться на предплечья (несколько минут) |
| 3 месяца | Чаще поднимает руки выше горизонтального уровня |
| 4 месяца | Появляется опора на ноги |
| 4,5 месяца | Активно поднимает голову из положения на спине |
| 4,5 месяца | Переворачивается на бок |
| 5 месяцев | Сидит с поддержкой, устойчиво держа голову |
| 5,5 месяцев | Прочная опора на ноги при стоянии с поддержкой |
| 6 месяцев | Лежа на животе, ребенок может вытягивать одну руку |
| 6 месяцев | Сидит при пассивно приданной позе |
| 6,5 месяцев | Переворачивается со спины на живот |
| 7 месяцев | Переворачивается с живота на спину |
| 7 месяцев | Ползает без включения тазового пояса |
| 7,5 месяцев | Синхронно ползает по-пластунски |
| 7,5 месяцев | Самостоятельно приседает из положения лежа, через бочок |
| 8 месяцев | Защитная экстензия рук вперед и в стороны, позволяющая сохранить равновесие |
| 8 месяцев | Стоит в позе на коленях (на четвереньках) |
| 8,5 месяцев | Садится самостоятельно из любых положений и сидит уверенно |
| 9 месяцев | Передвигается на коленях (на четвереньках) самостоятельно |
| 10 месяцев | Стоит у опоры, встает самостоятельно |
| 11 месяцев | Стоит самостоятельно |
| 11,5 месяцев | Ходит с поддержкой |
| 12 месяцев | Ходит самостоятельно |
| 1 год 3 мес | Ходит длительно, поворачивается |
| 1 год 6 мес | Перешагивает через препятствия |
| 1 год 10 мес | Пытается бегать |
| 1 год 11 мес | Поднимается и спускается по лестнице приставными шагами, держась за перила |
| 2 года | Бегает |
| 2 года | Самостоятельно приседает и встает |
| 2 года | Наклоняется и поднимает предметы с пола |
| 2 года 6 мес | Стоит на одной ноге без поддержки |
| 2 года 6 мес | Поднимается, спускается по лестнице, чередуя ноги (с опорой) |
| 2 года 6 мес | Умеет ездить на трехколесном велосипеде |
| 3 года | Прыгает на двух ногах |
| 4 года | Умеет делать кувырок вперед |
| 4 года | Прыгает на одной ноге |
| 5 лет | Выполняет одновременно два вида движений |
| Мелкая моторика | |
| 1 неделя | Пальцы сжаты в кулачок, единичные, редкие движения пальцами |
| 2 месяца | Открывает кулачок |
| 2,5 месяца | Удерживает вложенную в кисть игрушку, тянет ее в рот |
| 3 месяца | Иногда захватывает предмет кистью руки |
| 3,5 месяца | Тянется к игрушке, хватает ее рукой |
| 4,5 месяц | Захватывает игрушку двумя пальцами, подносит ко рту, бросает |
| 5 месяцев | Начинает захватывать мелкие предметы |
| 5,5 месяцев | Перекладывает игрушку из руки в руку |
| 7 месяцев | Активно манипулирует предметами |
| 8 месяцев | Для захвата использует большой палец |
| 8 месяцев | Стучит игрушкой об игрушку |
| 8,5 месяцев | Начинает целенаправленно манипулировать пирамидкой из 2-3 колец (снимает, сбрасывает) |
| 9 месяцев | Пытается ставить кубик на кубик |
| 10 месяцев | Указательным и большим пальцами берет мелкие предметы |
| 11 месяцев | Пытается нанизывать колечки на стержень пирамидки |
| 12 месяцев | Может перелистывать страницы у картонной книжки |
| 12 месяцев | Опускает мелкие предметы в узкое отверстие |
| 1 год 2 месяца | Переворачивает одновременно 2-3 страницы |
| 1 год 5 месяцев | Рисует каракули, росчерки |
| 1 год 6 месяцев | Разрывает бумагу |
| 1 год 8 месяцев | Переворачивает по одной странице |
| 2 года | Формируется предпочтение ведущей руки |
| 2 года | По показу повторяет вертикальные и круглые линии |
| 2 года 6 месяцев | «Правильно» держит карандаш |
| 3 года | Копирует круг |
| 3 года | Расстегивает пуговицы |
| 4 года | Копирует квадрат (нечетко, с загнутыми углами) |
| 4 года | Режет ножницами бумагу |
| 5 лет | Копирует треугольник |
| 5 лет | Правильно рисует квадрат |
| Зрительное восприятие | |
| 1 неделя | Зажмуривает глаза при ярком свете, при открывании глаз стремится повернуться к источнику света |
| 1 месяц | Кратковременное сосредоточение взора на игрушке, недолгое прослеживание её движения глазами |
| 1,5 месяцев | Прослеживание взглядом движения по горизонтали, на 40-50 см вправо и влево от средней линии |
| 2 месяца | Длительное сосредоточение взора на предметах |
| 3 месяца | Рассматривает собственные руки, начало дифференциации движений пальцев |
| 3,5 месяца | Тянется к игрушке |
| 4 месяца | Останавливает взгляд на объекте и подолгу рассматривает его на расстоянии |
| 4,5 месяца | Игрушку подносит к глазам, рассматривает |
| 5 месяцев | Зрительно внимательно изучает окружающие предметы, расположенные в разных местах |
| 6 месяцев | Рассматривает крупные картинки |
| 7 месяцев | Активно захватывает игрушку из любых положений |
| 8 месяцев | Дифференцированно воспринимает близких и знакомых людей |
| 9 месяцев | Ищет взором спрятанную на его глазах игрушку |
| 10 месяцев | Узнает себя и близких в зеркале |
| 1 год | Показывает отдельные предметы в быту |
| 1 год 2 месяца | Узнает и показывает себя и знакомых на фотографии |
| 1 год 3 месяцев | Узнает несколько простых картинок (около 5) |
| 1 год 8 месяцев | Дифференцирует форму и величину объемной игрушки |
| 1 год 8 месяцев | Дифференцирует количество предметов |
| 1 год 9 месяцев | Подбирает парные игрушки и картинки |
| 2 года | Узнает знакомые предметы по ТВ |
| 2 года | Знает много картинок (10-15) |
| 2 года 6 месяцев | Понимает смысл простых картинок с действием |
| 2 года 6 месяцев | Узнает контурные, черно-белые изображения |
| 2 года 6 месяцев | Начинает видеть разницу в величине и количестве на плоскостной картинке |
| 2 года 6 месяцев | Зрительно дифференцирует протяженность и местоположение предмета |
| 3 года | Узнает перечеркнутые изображения |
| 3 года | Узнает наложенные изображения |
| 3 года 6 месяцев | Понимает смысл сюжетных картинок, отвечает на наводящие вопросы |
| 4 года | Может сам составить рассказ по сюжетной картинке |
| 4 года | Понимает смысл последовательных картинок |
| 4 года 6 месяцев | Может разложить последовательные картинки по порядку в соответствии с сюжетом |
| Слуховое восприятие | |
| 1 неделя | Вздрагивает и мигает при громком звуке |
| 2 недели | Слуховое сосредоточение |
| 1 месяц | Начало локализации звуков в пространстве |
| 1,5 месяца | Улыбается, когда слышит голос взрослого |
| 2 месяца | Замирает при появлении нового звука на фоне других |
| 2,5 месяца | Узнает тембр голоса матери |
| 3 месяца | После звуковой стимуляции издает гласные звуки |
| 4 месяца | Активно прислушивается к невидимому источнику звука, поворачивает голову в сторону звука |
| 6 месяца | Начинает по-разному реагировать на свое и чужое имена |
| 6 месяца | Начало аутоэхолалии |
| 6,5 месяцев | Начинает понимать команды с жестовым подкреплением |
| 7 месяцев | Может имитировать звуки высоких и низких тонов, громкие и тихие звуки |
| 8,5 месяцев | Плясовые движения под веселую музыку |
| 1 год | Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом |
| 1 год 3 месяца | Повторяет услышанные короткие слова |
| 1 год 5 месяцев | «Вставляет» слова в знакомые стихи |
| 1 год 8 месяцев | Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит их звук, может отстукивать простые ритмы по образцу. |
| 3 года | — простые ритмы |
| 5 лет | — акцентированные ритмы |
| 6 лет | — по устной инструкции |
| Импрессивная речь | |
| 1 месяц | Реакция сосредоточения на голос взрослого. притормаживает двигательные реакции, «ротовое» внимание |
| 3 месяца | Фиксирует взгляд на голос взрослого с проявлением эмоциональных реакций |
| 4 месяца | Больше реагирует на голос, чем на простой звук, реагирует на ласковые и строгие интонации |
| 5 месяцев | В ответ на обращенную к ребенку речь возникает ответная голосовая активность |
| 6 месяцев | Реагирует на свое имя |
| 7 месяцев | Понимает речевые команды с жестовым подкреплением |
| 7,5 месяцев | Начинает выделять по слову части лица у куклы и у взрослого |
| 8 месяцев | Зрительно дифференцирует названные знакомые предметы |
| 8,5 месяцев | Понимает речевые команды без жестового подкрепления |
| 9 месяцев | По просьбе находит знакомые предметы, расположенные в непривычном месте |
| 9,5 месяцев | Показывает уверенно части лица у куклы и у взрослого |
| 10 месяцев | Начинает узнавать предметы на однопредметных картинках |
| 10,5 месяцев | По указанию взрослых выполняет действия с игрушками |
| 11 месяцев | Понимает команду «нельзя» |
| 1 год | Выполняет много команд по просьбе взрослого |
| 1 год 3 месяца | Показывает несколько частей тела |
| 1 год 6 месяцев | Показывает все части тела |
| 1 год 8 месяцев | Показывает все объекты в быту |
| 2 года | Показывает много картинок |
| 2 года 5 месяцев | Понимает содержательную речь, несложные рассказы |
| 2 года 5 месяцев | Может односложно ответить на вопрос по прочитанной сказке |
| 2 года 5 месяцев | Выполняет около 10 инструкций, состоящих из одного действия |
| 3 года 5 месяцев | Может ответить (речью, мимикой, жестом) на вопросы о событиях, которые происходят в другое время или в другом месте |
| 4 года | Может ответить на отвлеченные вопросы, например, «светит ли ночью солнце?» |
| 5-6 лет | Появляется понимание абстрактных понятий «дружба», «правда», «обман», «радость», «страх» |
| Экспрессивная речь | |
| 1 месяц | Голосовые реакции ребенка в ответ на разговор с ним |
| 2 месяца | Спонтанно произносит отдельные звуки, отраженно гулит |
| 3 месяца | Интонационная выразительность голосовых реакций, начальное гуление |
| 4 месяца | Активное гуление |
| 5 месяцев | Активно спонтанно певуче гулит с цепочками звуков |
| 5,5 месяцев | Лепет проявляется короткими звуками (гласные в сочетании с губными согласными) |
| 6 месяцев | Активный недифференцированный лепет |
| 6,5 месяцев | Разнообразный активный лепет (переднеязычные, заднеязычные и т.д.), аутоэхолалии |
| 7,5 месяцев | Появляются двойные звуковые сочетания типа «ба-ба» |
| 9 месяцев | Подражая взрослому, учит новые слоги |
| 10 месяцев | Называет людей и предметы слогами |
| 1 год | Говорит около 5 слов (мама, да-да) |
| 1 год 2 месяца | Соотносит слоги с определенным предметом |
| 1 год 4 месяца | Выражает желания с помощью речи (появление глаголов) |
| 1 год 6 месяцев | Говорит около 10 слов (в основном названия) |
| 1 год 8 месяцев | «Телеграфная речь», двухсловные предложения |
| 2 года | Составляет предложения из 3-4 слов |
| 2 года 6 месяцев | Задает вопросы со словами «Кто?», «Где?», «Куда?» (порядок слов не всегда правильный) |
| 2 года 6 месяцев | Легко повторяет фразы |
| 3 года | Пытается использовать множественное число, прошедшее время |
| 3 года | Использует отрицательные частицы «не», «ни» |
| 3 года 6 месяцев | Использует прилагательные и местоимения |
| 3 года 6 месяцев | Задает вопросы «Когда?», «Что внутри?», «Почему?» |
| 3 года 6 месяцев | Способен вести диалог со взрослым человеком |
| 3 года 6 месяцев | Использует сложные предложения |
| 4 года | Использует вежливые просьбы |
| 4 года | Использует будущее время |
| 4 года | Использует определение пространства. «на», «под», «за» |
| 4 года 6 месяцев | Читает стихи |
| 5 лет | Появляется соединение простых предложений в сложные |
| 5 лет | Появляются разделительные вопросы |
| 5 лет | Может описать свои чувства |
| 5-6 лет | Начинает употреблять абстрактные понятия «счастье», «любовь», «надежда», «ложь» |
| Интеллект | |
| 0-2 месяцев | Формируются простые ассоциации — если кричать, то тебя возьмут на руки |
| 0-2 месяцев | Начинает ожидать кормления через определенные интервалы времени |
| 3 месяц | Начинает различать окружающих, может узнать мать в группе людей, может чувствовать незнакомые места и незнакомых людей |
| 4 месяца | Активная познавательная деятельность в виде похлопывания рукой по подушке, одеялу |
| 4,5 месяцев | Развитие функции активного внимания, поворачивается на звук, если внимание не отвлечено более сильным раздражителем |
| 5 месяцев | Начинает догадываться о причине и следствии — если потрясти погремушку — она загремит |
| 5 месяцев | Реакция на новизну, любой новый предмет хотя бы на короткое время привлекает внимание ребенка |
| 5,5 месяцев | Следит откуда и куда падает предмет |
| 6 месяцев | После зрительного и тактильного исследования игрушки, начинает искать для нее применение (стучит, гремит погремушкой) |
| 6,5 месяцев | Может уронить предмет только для того, чтобы увидеть, как кто-то из близких его поднимет |
| 7 месяцев | Начинает ожидать от близких людей характерных действий — кормления от матери, индивидуальной игры от каждого члена семьи |
| 7 месяцев | Может узнавать по части целое, ожидает появление целого предмета, увидев только его часть |
| 7,5 месяцев | Убирает препятствие, мешающее достичь игрушки |
| 8 месяцев | Поиск наполовину спрятанной игрушки |
| 9 месяцев | Запоминает, как реагировать на определенные фразы — поднимает руки, когда слышит фразу «Такой большой» |
| 10 месяцев | Пользуется «указательными жестами» |
| 11 месяцев | Деятельность приобретает характер целенаправленной, ребенок как бы предвидит результат своего действия (складывает игрушку в коробку, нажимает кнопки на музыкальной игрушке) |
| 11,5 месяцев | Начинает замечать, когда кто-то выходит из комнаты, и ждет его возвращения |
| 11,5 месяцев | В состоянии определить высоту и края предметов |
| 1 год | Узнает значение слов, коротких фраз |
| 1 год | Различает несколько предметов по названиям |
| 1 год | Ищет спрятанную игрушку |
| 1 год 5 месяцев | Тянет в рот только съедобное |
| 1 год 6 месяцев | Узнает простые картинки в книге |
| 1 год 7 месяцев | Может выполнить поручение из 1 действия |
| 1 год 11 месяцев | Различает «один» и «много» |
| 1 год 11 месяцев | Различает «большой» и «маленький» |
| 2 года | Частично заполняет доску Сегена путем проб и ошибок |
| 2 года 6 месяцев | Выполняет поручения из 2-3 взаимосвязанных действий (подойди к шкафу, возьми куклу, принеси мне) |
| 2 года 6 месяцев | Укладывает в нужные ячейки доски Сегена фигуры, кроме треугольника |
| 2 года 6 месяцев | Подбирает цвета по образцу (синий цвет к синему) |
| 3 года | Классификация на 2 группы (по цвету, форме) |
| 3 года 6 месяцев | Классификация на 3–4 группы. по геометрической форме, по цвету |
| 4 года | Легко заполняет доску Сегена, выполняет простую классификацию картинок (4-5 групп). |
| 4 года | — с помощью |
| 4 года 6 месяцев | — самостоятельно |
| 5 лет | Овладевает понятиями «больше», «выше», «шире», «длиннее», «равные», «одинаковые» |
| Вербальный интеллект | |
| 5 лет | Исключение предметов (тест 4-й лишний) объяснить затрудняется |
| 5 лет | Отгадывает загадки, используя накопленный опыт |
| 6 лет | Исключение предметов (тест 4-й лишний) с опорой на функциональные и категориальные свойства объектов |
| 6-7 лет | Сравнение понятий с использованием категориальных обобщений, Способность целостного восприятия объекта «Кто нарисовал этого слона?». |
| 6 лет | — с помощью взрослого |
| 6 лет 6 месяцев | — самостоятельно |
| 7 лет | Способен разделять объекты на классы и подклассы |
| Конструирование | |
| 8,5 месяцев | Снимает, сбрасывает кольца со стержня пирамидки |
| 9 месяцев | Пытается ставить кубик на кубик |
| 11 месяцев | Пытается нанизать колечки на стержень пирамидки |
| 1 год | Использует рот или одну из рук для сохранения двух взятых игрушек и, освободив руку, захватывает третью игрушку |
| 1 год 9 месяцев | Строит простые сооружения из кубиков |
| 2 года | Частично заполняет доску Сегена методом проб и ошибок |
| 2 года | Строит по образцу поезд, башенку |
| 3 года | Строит по образцу мост |
| 3 года | Дорисовывает недостающие ножки, ручки к человечку |
| 3 года 6 месяцев | Самостоятельно рисует человека (примитивно) |
| 3 года 6 месяцев | Строит сложные сюжетные конструкции |
| 3 года 6 месяцев | Собирает кубики Линка по образцу |
| 4 года | Складывает картинки из кубиков |
| 4 года | Рисует человечка с туловищем |
| 5 лет | Рисует человека в одежде |
| 5 лет | Сюжетные рисунки |
| Эмоции, коммуникации | |
| 1-2 недели | Реакция неудовольствия на насильственное пробуждение, голод, дискомфорт. громкий крик без интонационной выразительности, слез нет |
| 1,5 месяца | Появление ответной улыбки, «ротового» внимания, через некоторое время после «заигрывания» исследователя |
| 2 месяца | На эмоциональный контакт с исследователем ребенок отвечает активной улыбкой |
| 3 месяца | Смеется в голос |
| 3 месяц | В ответ на общение с исследователем проявляет выраженный «комплекс оживления» |
| 4 месяц | «Комплекс оживления» проявляется ярко, быстро |
| 4,5 месяца | Плач ребенка модулирован, с чередующимися периодами усиления и затухания, в плаче отмечаются паузы для восприятия реакции взрослого |
| 5 месяцев | Плач прекращается, когда внимание переключается на новый яркий интересный стимул |
| 5 месяц | Появление улыбки при виде взрослого человека, который молчит |
| 5 месяц | Различает мимику и жесты окружающих |
| 5,5 месяцев | Реагирует на строгие и ласковые интонации |
| 6 месяцев | Активно выражает отношение к «близким» и «чужим», эмоции дифференцированы |
| 7,5 месяцев | Тянет руки, чтобы взяли на руки |
| 7 месяцев | Устав, начинает требовать внимания самого близкого человека (чаще матери) |
| 8 месяцев | Дает адекватные эмоциональные реакции в ответ на общение |
| 9 месяцев | Легко вступает в контакт на эмоциональном, игровом, речевом уровнях |
| 10 месяцев | Эмоциональное состояние внешне отчетливо проявляется разнообразными мимическими, двигательными, голосовыми реакциями |
| 11 месяцев | Машет рукой на прощание |
| 12 месяцев | По просьбе обнимает родителей |
| 1 год 2 мес | Появляется сопереживание, утешение |
| 1 год 3 месяца | Использует «нет» (слово, звук, жест), выражая несогласие |
| 1 год 4 месяца | Использует «да» (слово, звук, жест) |
| 1 год 7 месяцев | Помогает в простейших работах (по инструкции) |
| 1 год 8 месяцев | Имитирует действия взрослых с бытовыми предметами |
| 1 год 10 месяцев | Активно пользуется жестами |
| 1 год 10 месяцев | Острая реакция на отсутствие матери |
| 3 года | Появляется понимание и использование в речи местоимений «я» — «мое», «ты» — «твое» |
| 3 года | Знает свой пол |
| 4 года | Развитие разного стиля общения с детьми и взрослыми |
| 4 года 6 месяцев | Способность оценить поступок с точки зрения социальной нормы |
| 5-6 лет | Обращение к взрослым на «Вы», по имени и отчеству |
| Самообслуживание | |
| 5 месяцев | Может есть с ложки |
| 6 месяцев | Держит бутылочку, из которой сосет |
| 7 месяцев | Пьет из чашки, которую держит взрослый |
| 8 месяцев | Помогает одевать себя (подает руку, ногу) |
| 9 месяцев | Жует отломанные кусочки полутвердой пищи (хлеб, банан) |
| 1 год | Самостоятельно ест (руками), откусывает печенье |
| 1 год 2 месяца | С помощью подносит ложку ко рту |
| 1 год 3 месяца | Пьет из чашки, не проливая |
| 1 год 3 месяца | Снимает простые предметы одежды (варежки, шапку) |
| 1 год 4 месяца | Моет руки с небольшой помощью |
| 1 год 6 месяцев | Зачерпывает пищу ложкой |
| 1 год 6 месяцев | Полностью прожевывает пищу |
| 1 год 9 месяцев | Снимает расстегнутое пальто, куртку |
| 1 год 10 месяцев | Ест и пьет самостоятельно |
| 2 года | Ест твердую пищу самостоятельно (хлеб, печенье) |
| 2 года | Просится на горшок в дневное время |
| 2 года | Самостоятельно моет и вытирает руки |
| 2 года | Застегивает и расстегивает молнию с помощью взрослого |
| 2 года 6 месяцев | Ест ложкой или вилкой самостоятельно (аккуратно) |
| 2 года 6 месяцев | Одевает простые предметы одежды (варежки, шапку) |
| 3 года | Наливает в чашку воду (не аккуратно) |
| 3 года | Расстегивает пуговицы |
| 4 года | Застегивает пуговицы, кнопки, молнию |
| 4 года | Одевается без посторонней помощи |
| 4 года | Отличает переднюю часть одежды от задней |
| 5-6 лет | Самостоятельно завязывает шнурки на ботинках |
| Игра | |
| 3 месяца | Рассматривает вложенную в руку игрушку |
| 3 месяца | Активизация рук при попадании игрушки в поле зрения ребенка |
| 4 месяца | Протягивает руки к игрушке, ощупывает ее |
| 5 месяцев | Занятия с игрушкой — доминирующая, эмоционально окрашенная форма деятельности |
| 5 месяцев | Подолгу играет с подвешенными игрушками |
| 5,5 месяцев | Щупает, царапает, тянет игрушки, гремит погремушками, стучит, бросает |
| 9 месяцев | Предпочитает играть со взрослыми, подражая их действиям |
| 9,5 месяцев | Хватает, кидает, толкает игрушки, любит слушать музыку, пританцовывает |
| 10 месяцев | Усвоение условных действий с игрушками и предметами |
| 11 месяцев | Играет с несколькими игрушками, одевает кольца на штырь |
| 1 год | Играет с мячом |
| 1 год 1 месяц | Строит простые структуры из блоков |
| 1 год 2 месяца | Играет с песком, водой, наливными игрушками, кубиками |
| 1 год 3 месяца | Наблюдает за игрой других детей |
| 1 год 4 месяца | Играет самостоятельно, если рядом взрослый |
| 1 год 6 месяцев | Начало функциональной игры |
| 1 год 9 месяцев | Любит катать, перетаскивать игрушки |
| 1 год 9 месяцев | Толкает «поезд», сделанный и нескольких кубиков |
| 2 года | Предпочитает активные игрушки (поезд, телефон и т.п.) |
| 2 года | Делает куличики |
| 2 года | Собирает закручивающиеся игрушки |
| 2 года 6 месяцев | Собирает пирамидку по порядку |
| 2 года 6 месяцев | Элементы сюжетной игры (кормит, баюкает куклу; возит, нагружает машину; говорит по телефону) |
| 3 года | Совместная сюжетная игра с другим ребенком |
| 3 года 6 месяцев | Игра с воображаемой действительностью |
| 3 года 6 месяцев | Элементы ролевой игры (может назвать свою роль) |
| 4 года | Сопровождает игру речью (озвучивает куклу) |
| 4 года 6 месяцев | В сюжете игры появляются разные типы отношений (управления, подчинения, равноправия) |
| 4 года 6 месяцев | Длительная совместная игра 4-5 детей с поочередной сменой ролей |
| 4 года 6 месяцев | «Драматическая» игра, отражает в сюжете сцены из повседневной жизни |
| 5-6 лет | Усвоение способов построения сюжета — опора на игрушки, в соответствии с которыми определяется тема игры, придумывание сюжета с взаимосвязанными событиями, ролями, опора на имеющиеся знания и их комбинация, фантазирование, нереальные персонажи (космос, пираты, перевоплощение в животных и др.) |
| 6-7 лет | Основа в игре — правила ролевого поведения; совместное построение сюжета, последовательное развертывание событий |



4 марта 2025
RSadmin
Категория: 












